<Процедура оцифровки грампластинок на 78 оборотов в минуту - Старая пластинка
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

THE ROADS WE TAKE
Четверг, 13.12.2018, 17:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Рухлядь с чердака [8]
Старая пластинка [9]
Истории и рассказы от Владимира Торжкова [12]

Реклама GOOGLE

Главная » Статьи » Старая пластинка


Процедура оцифровки пластинок 78 об/мин

ОЦИФРОВКА ПЛАСТИНОК 78 оборотов/минуту

Данная статья посвящена разным аспектам оцифровки пластинок 78 оборотов/мин в данном проекте.

ЦЕЛЬ

Основная цель данного проекта заключается в том, чтобы предоставить высококачественный исходный материал. В дальнейшем любой желающий сможет проводить с этим материалом любые манипуляции – очистку и обработку по своему вкусу. Параллельно предлагается уже обработанный материал, который может быть непосредственно использован для прослушивания или любых других целей.

Начну с конца, то есть с того, что получаем на выходе. А дальше будут изложены основные этапы.

АРХИВ

Средний размер архива, получаемого в результате оцифровки одной пластинки, равен 250Мб. Для доступа к архивам необходим достаточно большой объем сетевого хранилища. В настоящее время для хранения и скачивания архивов используется бесплатное облако mail.ru.

В коллекции будут встречаться повторяющиеся пластинки (дубликаты). В этом случае к имени архива будет добавлен суффикс -01 (-02 и т.д.). В архивах дубликатов будут хранится только исходные оцифровки и сканы этикеток.

Итак, как организован архив одной пластинки.

Имя архива начинается с буквы

G - грампластинка формата Гранд

М - грампластинка формата Миньон

L - грампластинка формата Гранд с этикетками в виде фотографий

R - другие категории

Далее следуют номера записи (или другие идентификационные номера) через дефис

Названия файлов записи

«XXXXXX 3» – головка STANTON серии 500 c иглой 3 mil прижимная сила 4 гр

«XXXXXX 25» – головка SHURE M78S c иглой 2,5 mil прижимная сила 4 гр (в записях до 01.02.2017 прижимная сила 3 гр)
ИЗМЕНЕНИЕ ОТ 29.03.2017
«XXXXXX 27» – головка STANTON серии 500 c иглой 2,7 mil прижимная сила 4 гр
ИЗМЕНЕНИЕ ОТ 29.03.2017
«XXXXXX 3E» – головка CN1000 MKII c эллиптической иглой 3,0 x 0,5 mil прижимная сила 3 гр

«XXXXXX K» – керамическая головка прижимная сила 5 гр

Где XXXXXX – номер записи

Папки

SRC - исходная оцифровка. Следует обратить внимание, что эти файлы сохранены с коррекцией RIAA (неприменимо к керамике)

RES - обработанная оцифровка, к исходному имени файла добавляется суффикс R («XXXXXX Y R»)

IMG -  сканы/фото этикеток и обложек (если есть). Имя файла «XXXXXX» для этикетки и «XXXXXX С1/C2» для обложки

WEB – материалы для прослушивания на сайте (уменьшенные этикетки, звуковые фалы с компрессией, файлы MP3)

ЧИСТКА

Рецепты различных жидкостей для чистки пластинок можно посмотреть здесь и здесь

В этом проекте очистка ведется двумя растворами. Первый раствор состоит из смеси изопропилового спирта и дистиллированной воды в равных пропорциях и нескольких капель моющего средства. Вторая жидкость состоит из двух частей дистиллированной воды и одной части изопропилового спирта. Для удобства чистки я сделал стол из ЭПУ Unitra G-602. Запитал двигатель напрямую от блока питания 5В. Для удобства изменения направления вращения установлен тумблер, перебрасывающий полярность питания двигателя и имеющий нейтральное положения для выключения. Шпиндель обточен, чтобы свободно можно было ставить пластинки с разными диаметрами посадочного отверстия.

 

 

В качестве подставки для сушки используется деревянная подставка для посуды. На каждый штырек одет чехол из мягкой ткани

 

 

Купил в Германии устройство Knosti Disco Antistat. Практически для всех пластинок использую его. Только для некоторых пластинок, у которых размер пятака большой, использую старый способ.

ЭПУ

Первоначально для оцифровки грампластинок я предполагал использовать переделанный проигрыватель ВЕГА-106 на базе польского ЭПУ Unitra G-602. Именно такой вариант наиболее часто можно встретить в интернете. Я переделал две версии ВЕГА-106. Поставил стабилизированные источники питания и тороидальные сетевые трансформаторы. В одном варианте я даже заменил трубку тонарма на модель, оборудованную соединением SME, что позволяло легко менять головки. В принципе, вариант железа на базе ЭПУ Unitra G-602 вполне подходит для оцифровки, но имеет и ряд недостатков. Вертушка медленно раскручивается до нужной скорости, требуется некоторое время для стабилизации скорости. К тому же у ЭПУ достаточно высокий уровень механического шума на скорости 78. Надо отметить, что проблема механического шума на скорости 78 об/мин характерна практически для всех ЭПУ. Что, впрочем, вполне понятно.

Я решил попробовать и другие модели, которые имеют скорость 78 об/мин. В интернете от многих гуру винила часто слышал, что роликовые приводы есть самое лучшее решение для привода ЭПУ. Поэтому из старых вертушек был протестирован DUAL1215 с роликовым приводом. Надо сказать, что уровень механического шума DUAL1215 выше, чем у переделанного ЭПУ Unitra G-602. Даже с учетом того, что был установлен абсолютно новый ролик и произведена полная профилактика механики устройства.

Из современных моделей я испробовал Thorens TD170-1 с приводом через пассик. Вертушка меня расстроила. Для проигрывания долгоиграющих пластинок она вполне подходит, но вот для 78 с большой натяжкой. И это с учетом немаленькой цены изделия. Позже я узнал, что Thorens использует OEM вертушки, которые продаются также под маркой DUAL и другие.

Также были опробованы ещё и другие не самые известные марки. Не буду все перечислять. Окончательно было принято решение ориентироваться на вертушки для DJ. Я испробовал несколько разных моделей и окончательно остановился на Numark TT-200. Эта модель оборудована двигателем Direct Drive и кварцевой стабилизацией вращения. Хотя, по сути, эта модель тоже построена на OEM вертушке, которая выпускалась под разными брендами. Собственный уровень механических шумов на скорости 78 выше, чем на скорости 33. Но, на мой взгляд, является вполне приемлемым.

 

 

Особо следует отметить, что из вертушки Numark TT-200 можно извлечь шпиндель. Как известно, старый стандарт грампластинок устанавливает диаметр посадочного отверстия 7 мм с допуском -0,1 мм, а новый – 7,24 мм с допуском +0,05 мм / -0,15 мм. Мне проточили верхнюю часть шпинделя и сделали насадки для двух разных размеров посадочного отверстия пластинок. Насадки, которые мне изготовили, имеют диаметр 6,98 мм и 7,1 мм (стандартный размер).

 

 

Тонарм проигрывателя регулируется по высоте. Что немаловажно, поскольку разные головки имеют разную высоту. Данная регулировка позволяет установить тонарм параллельно пластинке.

У вертушки TT-200 был один серьезный недостаток, который характерен для всех вертушек, которые используют данную OEM версию ЭПУ. А именно, сетевой трансформатор. Трансформатор обладает высоким уровень механического шума и электромагнитных помех. Я решил эту проблему достаточно просто. Вынес трансформатор и блоки высокого напряжения наружу в отдельный бокс.

Конечно, можно было бы купить Technics SL-1200 с адаптацией под скорость 78 от KAB. Но мне кажется, что цена превосходит результат.

В качестве подставки я использую этажерку с металлической рамой. Этажерка установлена на виброизоляционный ковер. Две нижние полки нагружены для стабилизации. На верхнюю полку поставлен ещё один виброизоляционный ковер и на него вертушка. Опыт показал, что данная конструкция ведет себя вполне стабильно. Даже сильный стук по полу не передается на проигрыватель.

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ

Важным моментов является выбор звукоснимателя для проигрывания старых грампластинок. Поскольку обычная игла не подходит для проигрывания широкой канавки.

Я протестировал несколько звукоснимателей бюджетной группы. Звукосниматели Audio Techniсa AT91 и Ortofon OM5E с иголками на 78 оборотов отпали практически сразу. Поскольку при прижиме 2гр. они плохо держат дорожку. Особенно с учетом того, что трудно найти старую пластинку в идеальном состоянии. В моей коллекции был звукосниматель Shure M78S специально выпускаемый для проигрывания пластинок на 78. Он обеспечивает прижим до 3гр. Этот звукосниматель гораздо лучше держит дорожку. Но самое благоприятное впечатление на меня произвели звукосниматели Stanton 500 серии (500.V3 и 520.V3). Они обеспечивают прижим до 5гр. Я использовал прижим 4гр, что обеспечивает хорошее удержание дорожки даже на изношенных пластинках. Звук этих звукоснимателей мне понравился больше всего. Однако следует отметить, что игла на 78, которую мне удалось найти для Stanton, имеет радиус закругления 3mil (примерно 76 микрон). А рекомендуемый радиус закругления иглы для советских грампластинок составляет 60 микрон. По этому показателю самой близкой оказалась головка Shure M78S c радиусом закругления иглы 2,5mil (63,5 микрона). Поэтому я принял решение оцифровывать пластинки с использованием как головки Stanton, так и головки Shure. А выбор оставить за конечным потребителем.

Также я решил использовать керамическую головку. Поскольку именно на керамических головках мы раньше и слушали пластинки (если не считать граммофоны и первые электромагнитные звукосниматели). В моем распоряжении был керамический звукосниматель BSR-SX6M. Но я решил также купить новый P-132D. Оба звукоснимателя имеют возможность крепления на стандартный headshell. Рекомендуемый прижим для P-132D составляет 5гр, а для BSR-SX6M – 6гр. Начал я с использования P-132D, но, возможно, буду использовать и BSR-SX6M. Иголки на 78 у этих звукоснимателей изготовлены из сапфира, а не из алмаза. По данным литературы, которую мне удалось найти в интернете, срок службы такой иглы составляет не более 100 часов. Если принять, что средняя длительность одной пластинки (с двух сторон) составляет порядка 6 минут, то одной иглы хватит на оцифровку 1000 пластинок. А с учетом резерва следует рассчитывать на 700 пластинок (примерно 70 часов). Об алмазных иглах беспокоится нет нужды, поскольку их ресурс на порядок больше.

Можно, конечно, использовать и звукосниматели высокой ценовой категории. Но лично я считаю, что для старых грампластинок это не даст эффекта.

ИЗМЕНЕНИЕ от 01.02.2017. Поскольку оригинальная игла от Shure M78S мне не очень нравилась, то я купил здесь иглу с радиусом закругления 2,5mil, но с большей жесткостью и прижимной силой до 5 гр. Новая игла значительно лучше ведет себя пластинках 78 об/мин., чем оригинальная Shure. Вот уж не знаю почему уважаемая фирма Shure сделала не очень удачную иглу. Теперь все оцифровки, сделанные после 01.02.2017, выполняются на новой игле с прижимной силой 4 гр.

ИЗМЕНЕНИЕ от 29.03.2017. Полный отказ от SHURE 78S. Теперь вместо M78S оцифровки, сделанные после 29.03.2017, выполняются на головке STANTON 500 серии с иглой 2,7 mil и прижимной силой 4 гр. Добавлен звукосниматель CN1000 MKII c эллиптической иглой 3,0x0,5 mil и прижимной силой 3 гр. Надо сказать, что этот звукосниматель имеет свою окраску звучания, хотя и "собирает" много "мусора". Но для полноты картины я решил добавить и его. Поскольку на различных ресурсах считают, что эллиптические иглы лучше использовать для старых пластинок. Вопрос, конечно, спорный. Но если есть возможность предоставить выбор, то почему бы и нет. В результате каждая пластинка оцифровывается 4 раза. Конечно, это увеличивает общий объем работы. Но что не сделаешь для хороших людей)))


Резюме. Каждая пластинка оцифровывается три четыре раза на различных звукоснимателях.

ПРЕДУСИЛИТЕЛИ

Известно, что звукосниматели MM (Moving Magnet) имеют сравнительно небольшое выходное напряжение и требуют предусилителя. Я опробовал несколько моделей таких предусилителей и остановился на модели Dynavox TC-750. Хотя этот выбор сугубо субъективный, поскольку я не заметил никакой разницы при использовании других предусилителей. Хочу отметить, один небольшой недостаток, который был у Dynavox TC-750. Импульсный блок питания, который поставлялся с этим предусилителем, был очень невысокого качества и пропускал сетевую помеху. Поэтому я выкинул его на помойку и собрал классический трансформаторный стабилизированный блок питания.

 

 

Особо следует отметить, что предусилители имеют кривую коррекции RIAA, что не подходит для старых грампластинок. Однако эта проблема легко решается последующей обработкой, о чем будет рассказано ниже.

Хотя керамический звукосниматель имеет достаточный уровень выходного напряжения, но для его правильной работы тоже нужен предусилитель, который обеспечит необходимую АЧХ. Существуют два решения. Схемы с высоким входным сопротивлением или схемы с дополнительной коррекцией. Я попробовал схему с высоким входным сопротивление, но звук мне не очень понравился. На одном уважаемом иностранном форуме я обнаружил обсуждение темы подключения керамических звукоснимателей. Там было написано, что очень хорошо проявили себя гитарные предусилители для керамических звукоснимателей. Я купил два таких предусилителя, засунул их в отдельный бокс, сделал блок питания.  Звук меня вполне удовлетворил.

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Для получения изображений этикеток пластинок я решил использовать сканер. Поскольку использование фотоаппарата требует создания правильного освещения, фильтров и более трудоемко. Пластинка формата Гранд (25см) не помещается на стандартный сканер. формата А4. А сканеры больших форматов имеют высокую цену. Поэтому я взял старое МФУ Canon MP-150, выломал ограничительные бортики и получил устройство вполне подходящее для сканирования этикеток. Этикетки сканируются с разрешением 600 dpi, глубиной цвета 24 бита и сохраняются в формате JPEG.

 

ИЗМЕНЕНИЕ от 08.05.2017. Поскольку старый сканер стал плохо работать, то возникла необходимость замены. Было протестировано несколько подержанных сканеров CCD (Plustek OpticPro S28, Epson Perfection V33, Canon Canoscan 4400F). Epson никак не годится для сканирования блестящих поверхностей, поскольку на скане пластинки видны дорожки от светодиодов подсветки. Plustek вполне ничего, но не работает под современными версиями Windows, пришлось ставить виртуальную машину XP. К недостаткам также следует отнести слишком контрастное изображение. Вместе с тем несколько последних сканов было выполнено именно им. Наилучший результат дает Canoscan 4400F. Он и будет использоваться в дальнейшем.
 

ПРОГРАММА

Для оцифровки пластинок я использую замечательную программу AUDACITY, которая имеет необходимый набор инструментов для оцифровки и обработки пластинок. В инструкциях к этой программе описано, как проводить оцифровку. В соответствии с рекомендациями оцифровка выполняется в формате WAV 48000 FLOAT 32 STEREO. Почему стерео? В интернете достаточно много информации по оцифровке старых пластинок. И очень многие рекомендуют делать оцифровку в стерео. Очистка от щелчков и треска, а также первоначальное устранение шумов производится над стереофайлом, а потом сводится в моно. И уже окончательная доработка осуществляется над монофайлом. 

КОРРЕКЦИЯ

Следует обратить внимание, что при использовании современных головок MM (Moving Magnet) и предусилителя-корректора, результирующий файл получается в коррекции RIAA. Что не является правильным для пластинок на 78 об/мин. В отношении иностранных грампластинок информации по АЧХ записи очень много. А вот с советскими ситуация не так однозначна. В доступной литературе можно встретить несколько вариантов коррекции. Для этого проекта выбран вариант, который описан в книге Л.Д. Аполлонова, Н.Д. Шумова «Механическая звукозапись», второе издание, Москва, Энергия 1978г, Таблица 3-4 стр.53 (для широкой канавки). При этом используются инвертированные значения коррекции записи. Поскольку в таблице воспроизведения учтены рекомендации МЭК, которые впоследствии не были приняты отраслью. Мой файл коррекции для AUDACITY можно скачать здесь 

ИЗМЕНЕНИЕ от 28.03.2018. Предыдущие коррекции выполнялись в два этапа. Сначала применялась "обратная" RIAA, а затем коррекция записей на 78. Именно так и рекомендует делать Audacity. Мне показалось, что это удобно, когда изначально имеются много типов финальной коррекции. В моем случае финальная коррекция только одна. Я подготовил для Audacity файл коррекции, который компенсирует разницу между RIAA и финальной коррекцией для записей на 78 оборотов. Теперь коррекция выполняется в один этап. Скачать файл можно здесь 
Важно отметить следующее. Перед применением финальной коррекции необходимо нормализовать файл с пиковым уровнем -5дб. Поскольку в процессе коррекции возможен максимальный подъем на 3,4дб. А затем можно выполнить нормализацию до требуемого уровня (обычно -1дб)

В процессе обработки исходного материала выполняются следующие действия.

  1. Удаление постоянного смещения (DC Offset)
  2. ФВЧ 50 гц и ФНЧ 10 кгц с крутизной 48 дб на октаву
  3. Коррекция АЧХ для записей, сделанных с коррекцией RIAA (неприменимо к керамике)
  4. Умеренное удаление щелчков и треска
  5. Умеренное удаление шума
  6. Сведение в моно
  7. Нормализация уровня

К этому можно было бы ещё добавить компрессор, но я решил ограничиться этим. Результирующие файлы сохраняются в формате WAV 48000 16 BIT MONO

Для прослушивания на сайте я добавляю компрессию, снижаю частоту до 22500 герц и преобразую в MP3 со средним значением 64 kbps.

ИЗМЕНЕНИЕ от 16.02.2017. Опыт показал, что результаты обработки исходных записей разных типов незначительно отличаются друг от друга. В дальнейшем будет обрабатываться только один тип исходной записи. Я отдаю предпочтение записи Stanton 3mil. Но могут быть и другие варианты.

Хочу выразить благодарность участникам Форума сайта "Отечественная радиотехника 20 века" за помощь в адаптации Unitra G-602 под скорость 78 об/мин, а также за массу других полезных советов

Успехов

 

Категория: Старая пластинка | Добавлено: 27.12.2016 | Автор: Сеня ТУРУХАНСКИЙ
Просмотров: 1368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Помощь проекту






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Copyright Сеня Туруханский и Сотоварищи © 2016 - 2018