<Тестирование звукоснимателей для воспроизведения грампластинок на 78 оборотов в минуту - Старая пластинка
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

THE ROADS WE TAKE
Суббота, 23.06.2018, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Старая пластинка [9]
Истории и рассказы от Владимира Торжкова [11]

Реклама GOOGLE

Главная » Статьи » Старая пластинка


Тестирование звукоснимателей для воспроизведения грампластинок на 78 оборотов в минуту

Тестирование звукоснимателей для воспроизведения грампластинок на 78 оборотов в минуту

 

В интернете широко обсуждаются различные звукосниматели и иглы для воспроизведения старых пластинок на 78 оборотов. Я тоже решил внести свою небольшую лепту в это обсуждение. В моем распоряжении оказалось семь различных звукоснимателей. Причем для двух звукоснимателей имелись в наличии по две различные иголки. Итого можно было сделать девять сравнительных записей.

 

Для теста была выбрана средне запиленная и поцарапанная пластинка. Я специально не стал подбирать хорошую пластинку, поскольку на хороших пластинках качество будет почти одинаковое

 


Итак, какие модели участвуют в «соревновании»

 

SHURE M78S

Эта модель изначально была выпущена для проигрывания пластинок на 78 оборотов. Штатно звукосниматель комплектуется иглой с радиусом закругления 2,5 mil (63,5 мкм) с максимальной прижимной силой 3 гр. Вторая игла для M78S имеет такой же радиус закругления, но прижимную силу от от 2 до 6 гр. В тесте первая игла нагружалась на 3 гр., а вторая – на 4 гр.

 

AUDIO-TECHNICA AT91

Штатно AT91 не комплектуется иглами на 78. Однако для этой модели сторонние производители выпускают иглы на 78 оборотов. По данным продавца, игла имеет радиус закругления 3,0 mil (76,2 мкм) с максимальной прижимной силой 2 гр.

 

ORTOFON OM-5

Для этого звукоснимателя производитель выпускает иглу на 78 оборотов. Но в тесте участвует игла стороннего производителя. По информации продавца игла производится японской фирмой JICO, имеет радиус закругления 65 мкм (2,56 mil) с максимальной прижимной силой 2 гр.

 

CN1000 MKII

По информации продавца этот звукосниматель поставлялся японской фирмой Nagaoka. Отдельно для него изготавливается эллиптическая игла 3,0 x 0,5 mil (76,2 x 12,7 мкм). Прижимная сила этой иглы варьируется в диапазоне 2-7 гр. В тесте игла используется с прижимной силой 4 гр.

 

STANTON 500.V3

Для этого звукоснимателя в моем распоряжении были две иглы. Одна с радиусом закругления 3,0 mil (76,2 мкм) и прижимной силой 2-5 гр. Другая игла с радиусом закругления 2,7 mil (68,58 мкм) и прижимной силой 2-7 гр. В тесте обе иглы нагружались на 4 гр.

 

BSR SX6M

BSR SX6M - классический керамический звукосниматель. Он штатно оборудован иглой на 78. В тесте игла нагружалась на рекомендуемые 5 гр.

 

P132D

Ещё один более новый керамический звукосниматель. Он штатно оборудован иглой на 78. В тесте игла нагружалась на рекомендуемые 5 гр.

 



ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Процедура оцифровки подробно описана в этой статье. Отличием является то, что сигнал микшировался в моно на выходе предусилителя. Полученный результат обрабатывался следующим образом

  1. Обрезка частот выше 10 кгц и ниже 50 гц с крутизной 48 дб на октаву.

  2. Приведение коррекции для записей с MM звукоснимателей.

  3. Нормализация по среднему уровню

  4. Преобразование в MP3 с частотой дискретизации 22,5 кгц и средним битрейтом 64 kbps.

Вот что получилось.

 

 

Ради смеха я решил сделать небольшую дополнительную обработку полученных записей. Дополнительно была проведена очистка от щелчков и треска, а также небольшое удаление шума. Можно сравнить результаты.

 

 



АРХИВ

Все оцифровки выложены в архив. Скачать можно здесь.

Если кто заинтересуется, то может самостоятельно провести подробный анализ различных записей.
В архиве несколько каталогов.

SRC – исходная оцифровка в формате WAV

SRC_NORM – первично обработанные оцифровки в формате WAV

SRC_NORM_MP3 – первично обработанные оцифровки в формате MP3

RES – вторично обработанные оцифровки в формате WAV

RES_MP3 – вторично обработанные оцифровки в формате MP3



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На самом деле прослушивание не даёт полного понимания ситуации с различными иголками. Более показателен анализ в звуковом редакторе.

Как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет». Лично мне больше всего нравится оцифровка, сделанная звукоснимателем
STANTON 500.V3 c иглой 3.0 mil. Также хороший результат показывает игла 2,7 mil для этого же звукоснимателя. Важно отметить, что эта игла попадает в допустимый диапазон, описанный в ГОСТ 7765-61 «ИГЛЫ ДЛЯ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ АЛМАЗНЫЕ И КОРУНДОВЫЕ». В этом ГОСТ допустимый радиус закругления устанавливается равным 70-15 мкм. Хотя игла 3,0 mil не вписывается в стандарт, но, как сказано выше, мне звучание этой иглы нравится больше всего.

Несколько разочаровала эллиптическая игла. Иглы 2,5 mil произвели наихудшее впечатление.

Керамические картриджи, на мой взгляд, полезно использовать, когда хочется послушать «оригинальное звучание тех лет». Конечно же, звучание будет другое, но «максимально приближенное».

Но, опять же, на вкус и цвет... Выводы каждый может сделать сам.

В следующей статье я попробую рассказать об использовании эквалайзера, в тех случаях, когда захочется послушать пластинки «вживую», но с использованием современных звукоснимателей.

 

Успехов

 

Категория: Старая пластинка | Добавлено: 28.03.2017 | Автор: Сеня ТУРУХАНСКИЙ
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Помощь сайту






Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Copyright Сеня Туруханский и Сотоварищи © 2016 - 2018