ДВА СЛОВА О ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО АРХИВА СТАРЫХ ГРАМПЛАСТИНОК
В настоящее время в интернете много оцифровок старых грампластинок. Посему вполне резонно задать вопрос, а зачем ещё один проект?
Во-первых, так получилось, что у меня есть небольшая коллекция грампластинок. Плюс желание сделать что-нибудь полезное.
Позволю высказать свое непросвещенное мнение по поводу существующих оцифровок. В массе своей оцифровки старых грампластинок, которые можно найти в интернете, сделаны с неясной технической спецификацией. И изначально выложены в форматах, которые затрудняют их дальнейшую качественную обработку.
Архивы оцифровок должны быть сделаны с четкой технической спецификаций и храниться в форматах, допускающих дальнейшую полноценную обработку. А именно в форматах WAV 32 BIT FLOAT. К тому же должны быть использованы понятные технические средства. На мой взгляд, оцифровки, записанные через микрофон с патефона, или с помощью какой другой старой техники, не выдерживают никакой критики. Разве что как демонстрация возможностей техники того времени.
В мире существует движение по созданию цифровых архивов аудиовизуальной продукции. Но работы эти выполняются с понятным качеством и спецификациями. Работают различные некоммерческие ассоциации и фонды, выпускающие свои спецификации. Многие фирмы производят необходимое оборудование для работы со старыми грампластинками. К сожалению, в России мне не удалось найти подобных спецификаций ни на государственном уровне, ни на уровне негосударственных организаций.
Я не имею специального образования в области звукорежиссуры и реставрации звука. Поэтому основная часть архива – это исходный материал с ясной спецификацией. Специалисты впоследствии смогут использовать мои архивы для реставрации звука.
Несколько слов про данные грампластинок. Я не стал перегружать архив информацией, которая находится в свободном доступе в интернете. Полезную информация о советских грампластинках можно найти, например, на сайтах RECORDS.SU и RUSSIAN-RECORDS.COM
Несколько слов про параметры оцифровки.
16 или 24 бита. На самом деле, для старых грампластинок 16 бит хватит с большим избытком, поскольку динамический диапазон грампластинок достаточно узкий и на мой взгляд не превышает 30-35 дб. Первые архивы я создавал с разрешением 16 бит, но сохранял в формате 32 BIT FLOAT. В дальнейшем я перешел на разрешение 24 бита. Понятно, что это никак не улучшит ситуацию, поскольку динамический диапазон грампластинок достаточно узкий. Переход на 24 бита был вызван чисто техническими причинами - аудио интерфейс оцифровывает поток в формате 24 бита. Чтобы не делать дополнительных преобразований, этот поток сразу записывается в формате 32 bit float. Использование 24 бит увеличивает размер архивов, но я считаю это непринципиальным фактором.
Частота дискретизации. Реальная верхняя частота старых грампластинок не превышает 8 кгц. Может быть только долгоиграющие грампластинки на 78 оборотов имеют большую частоту. Но в любом случае вряд ли превышает 10 кгц. Таким образом, стандартной частоты дискретизации 44,1 кгц, в принципе, более чем достаточно. В данном проекте я решил использовать частоту дискретизации чуть большую, а именно 48 кгц. Этот шаг не имеет никакого разумного обоснования. Скорей я просто следовал рекомендациям, которые можно найти на зарубежных сайтах, посвященных созданию архивов аудио продукции.
Стерео или моно. Хотя записи на грампластинках являются монофоническими, но я делаю оцифровки в двухканальном формате. Тому несколько причин. Во-первых, преобразование из стерео в моно тривиально. Во-вторых, на многих сайтах, посвященных созданию цифровых архивов, рекомендуется делать двухканальную запись. Поскольку довольно часто одна сторона бывает повреждена, а другая сохраняется в лучшем качестве.
Итог. Сейчас я оцифровываю старые грампластинки на 78 оборотов в двухканальном формате с частотой дискретизации 48 кгц и разрядностью 24 бита. Результат сохраняется в формате WAV 32 BIT FLOAT.
В статье, посвященной процедуре оцифровки старых грампластинок, есть информация о тех звукоснимателях, которые используются в проекте. Сейчас это STANTON серии 500 (500.V3 и 520.V3) со сферическими иглами 3,0 и 2,7 MIL, а также звукосниматель CN1000MKII c эллиптической иглой 3,0 x 0,5 MIL. Также используется керамический звукосниматель. В первых оцифровках использовался звукосниматель SHURE M78S c иглой 2,5 MIL. Впоследствии я отказался от этого звукоснимателя как не очень удачного. В любом случае во всех архивах есть вариант со сферической иглой 3,0 MIL. Именно этот вариант мне кажется самым удачным. Остальные варианты тоже присутствуют в архивах. Поскольку чем больше выбор – тем лучше, а мое личное мнение может не совпадать с мнением профессионалов. Наличие в архиве оцифровок 2,5 или 2,7 MIL полностью соответствуют стандарту того времени. Тестирование различных звукоснимателей для грампластинок на 78 оборотов описано здесь.
Для сайта я делаю небольшую обработку исходной звукозаписи. Эти материалы также попадают в архивы. Хотя я не являюсь профессиональным звукорежиссером, но надеюсь, что эти материалы также представляют интерес. Например, их можно использовать для оформления каких-то других работ. Или можно просто послушать на сайте.
Все материалы сайта распространяются абсолютно бесплатно. Также важно отметить, что все фонограммы со старых пластинок перешли в общественное достояние. Поскольку по закону РФ авторское право на фонограмму сохраняется 50 лет с момента публикации. А практически все старые грампластинки были выпущены более 50 лет назад. Поэтому материалы архивов можно использовать абсолютно свободно без каких-либо ограничений.
Успехов